Очерки

Категория системы второго рода на примере ситуации познания

  • Сложность текста: высокая
  • Читатель: целеустремлённый и терпеливый, держащий целью разобраться в одном из подходов системного движения
  • Теги: система, второе понятие системы, категория системы второго рода, познание, проектирование, естественное и искусственное

Предуведомление

Изначально я замыслил этот текст как понятный любому читателю путеводитель по понятию системы. Конечно, как в случае с любым мышлением письмом, я рассчитывал, что к концу написания, я лучше разберусь с вопросом. Так и произошло. Однако задумка написать простой текст провалилась. Читаемость текста сильно снижается по мере отдаления от его начала, и я, увы, пока не знаю как это исправить без потери содержания.
Важно отметить в каких мыслительных позициях я был, когда писал текст. Изначально я выбрал методологическую позицию, пытаясь разобраться с тем как что-то раскладывается по разным слоям, что важно удерживать во внимании. Однако на рассмотрение постоянно влияли позиции и опыт проектировщика и исследователя. Эти три попеременно брали управление, и возможно не всегда методологическая позиция брала верх над другими. Этим могут быть вызваны неточности в понимании. Если вы их нашли, то пожалуйста, напишите мне.
Собирая всё это вместе, необходимо сказать, что я не транслирую этим текстом какое-то точный вариант трактовки второго понятия системы в СМД-методологии. Да, я учился ей и практикую, однако неминуемо в моём понимании есть искажения изначальных понятий. Поэтому к этому тексту стоит относиться как к упражнению и пробе пройти своим ходом к пониманию трудной категории.
Фразы «второе понятие системы» и «категория системы второго рода» синонимичны.

Затравка

Системомыследеятельностный подход выделяет два понятия системы [1]. Первое понятие системы я уже описывал коротко ранее. Сильно огрубляя, его можно свести к понятию «структуры» и описать с помощью таких мыслительных категорий как «связь» и «целое—часть». Второе понятие системы, введённое Московским методологическим кружком, я намерен рассмотреть в этой статье. Для этого понятия требуется гораздо больше мыслительных категорий, однако я решил в этой статье обойтись без философско-методологического жаргона и по-возможности описать систему простыми словами на бытовом примере. Совсем избежать понятий не получится, но я постараюсь сделать их максимально понятными и наглядными при помощи примера.
В среде методологов бытует мнение, что, познав в совершенстве второе понятие системы, можно работать с такими большими организованностями как социум и государство. Звучит заманчиво, поэтому почему бы не попробовать разобраться.

Пример

Введём наш основой пример. Представим себя стоящими на берегу моря в тёплый летний день. Вы только что искупались и, жмурясь, принимаете солнечные ванны. Тёплый приятный бриз, дующий равномерно без сильных порывов, в одном направлении, слегка треплет ваши смоченные морской водой волосы. Позднее, проходя мимо зеркала, вы обнаруживаете, что волосы опрятно улеглись в элегантную причёску, да ещё и некоторым художественным образом. Вас приятно удивляют интересно выглядящий объём, глянцевый отблеск и текстура волос. Текстура получилась за счёт того, что отдельные прядки волос то там, то здесь слиплись друг с другом. Вы просто рады такому нежданному подарку.

Объект и система

Где же здесь система? Никакой системы пока нет. Да и вообще, в мире никаких систем не существует. Это мы приписываем системность вещам, да и то, если только их системно познали. Способ смотреть на мир как на действительность, состоящую из «готовых» систем, в московском методологическом кружке называют натуралистическим и крайне не приветствуют. Система может появиться только в нашем мышлении, когда мы разбираем сложный объект, выделяя его из действительности. Системы — это конструктивная полезная выдумка человека для того, чтобы обуздать сложность окружающего мира. Но очень важно знать границы этой выдумки.
Рассматривать вещи системно значит смотреть на что-то как на обладающее свойствами целого, имеющее чёткие границы и связи между частями этого целого. Таково первое понятие системы. Второе же понятие системы уже вводит как минимум четыре структуры: функциональную, процессуальную, морфологическую и материальную. Я буду изредка называть их слоями. Постепенно мы разберём их ниже, а пока разберём понятие объекта.
Когда мы выделяем что-то в действительности, то мы всегда выбираем
  • что-то конкретное — мы буквально тычем пальцем в какой-то феномен, вещь или часть сложной организованности внутри деятельности, определяем его рамку-границу (далее я называю то, на что мы указываем, объектом);
  • в связи с чем-то — при этом у нас всегда есть контекст или ситуация, потому что выделение объекта всегда делается для чего-то, у этой операции есть какой-то конкретный смысл, и он сильно влияет на то, что будет взято в качестве объекта;
  • с помощью чего-то — способ смотреть на мир, способ выделить объект всегда незаметно для нас присутствует в любой подобной операции.
То есть ещё до выявления системы при выхватывании любого объекта важно удерживать эти три составляющих. Знакомый с философией читатель узнает в перечисленных аспектах первую и вторую интенции и метод.

Познание и проектирование

Вернёмся к нашему примеру и разберём, что же там произошло в деталях. Но для того, чтобы это сделать понадобится для начала задаться некоторой целью, установить в связи с чем мы что-то разбираем. Без этого, согласно упомянутому выше понятию об объекте невозможно будет точно ни на что указать.
Вот мы испытали чудо солнечной укладки и хотим это явление познать и, возможно, но необязательно, позже повторить в других условиях, например, в условиях нашего жилища. Это две разные цели. Если у нас цель «познать», нам достаточно выстроить понимание того за счёт чего всё это сработало и успокоиться. Если у нас цель стабильно «воспроизводить» увиденное в домашних условиях, то потребуется более детальное понимание, где мы не только восстановим причины и следствия в спонтанно сложившемся ходе вещей, но и заменим их новыми компонентами во вновь созданной искусственной конструкции. Заданием разных целей мы очертили две различные ситуации: ситуацию познания и ситуацию проектирования. Представим сначала, что наша цель только познание.

Ситуация познания

Тема и главная функция

В познании в самом начале пути мы чаще всего мало что понимаем в сути происходящего и задаёмся направляющим вопросом. Например таким: почему наши волосы приобрели объём, текстуру и форму? Часто эта первая формулировка в виде темы задаёт рамку исследований и служит ответом на вопрос каков же наш объект изучения. Практически всегда заданная таким образом тема многократно уточняется и меняется в ходе исследования.
В познании чего-то, сложившегося естественным образом, то есть без нашего участия, разговор о функциях кажется бессмысленным из-за того, что мы не знаем кому вменить замысел. Вместе с тем, мы наблюдаем воспроизводство каких-то процессов и можем говорить об этом. Например, яблоки каждый год вырастают на яблоне, мы не знаем как так произошло, что это работает, но можем использовать в своих целях. Отметив для себя пользу какого-то из естественным образом организованных процессов или удивившись, мы задаём контекст ситуации познания.
Итак, никакой функции укладки волос природа «не задумывала», но мы наблюдали факт, когда сложная естественная организованность привела к интересному эффекту. Наблюдая этот эффект, мы приметили полезные свойства замеченных воздействий и тем самым выделили тему или «главную функцию» спонтанной организованности. Несмотря на то, что никто эту функцию мог не замысливать, важен факт того, что она появилась в нашем мышлении и, исходя из неё, мы будем анализировать будущую систему. Поэтому далее в познании естественного я беру «функцию» в кавычки.
Важно, что здесь мы впервые встречаемся с мыслительно-конструктивным свойством понятия системы. Только что не было ничего, но появилась первая связь между объектом и тем, что мы обозначили как главную функцию.
Отметим также, чаще всего находка нами некоторого свойства естественно организованности происходит случайно, как и в нашем примере. Таким же образом люди случайно обнаружили важное оптическое свойство, дающее перевёрнутое изображение в камере-обскура. Вероятно, таким же образом, было обнаружено свойство высыхающей растянутой на палках кожи стягивать их и запасать энергию натяжения. Случайно найдя это свойство, люди пришли к изобретению первого стрелкового оружия — луку (из рассказов инженера Жана Фреско).
Запомним выбранную тему, взятую в вопросе — «Почему наши волосы приобрели объём, текстуру и форму, способную сохраняться долго» и двинемся дальше.

Принцип разворачивания познания

При системном познании чего-то натурального обычно идут от материала, из которого всё построено, к формам его организации и далее к структуре «функций», удерживая тему. Причём изучают материал, рассматривая и процесс, потому что при изучении всего «натурального» мы замечаем в первую очередь то, что лежит на поверхности, а это изменение каких-то свойств системы, это и приводит нас на следующих шагах к материалу.
Это не строгая последовательность, спонтанные переходы между структурными слоями обычное дело. Помня примерную последовательность, будем двигаться в строгом соответствии с нашим вопросом, задающим тему.
Для начала углубим понимание содержания вопроса. Мы назвали в нём отдельные качества причёски, некоторые характеристики укладки волос такие как: объём, текстура, форма. Нужно разобраться что стоит за каждым из них. Для этого распишем что же каждый из них означает.
  • Объём — степень приподнятости конструкции причёски над головой, то есть способность волос занимать большее пространство над головой.
  • Текстура — наличие повторяемого ритмического рисунка в массиве волос, обычно вызванного временным склеиванием групп волос, образующих небольшие прядки, равномерно распределённые по объему причёски.
  • Форма — характер расположения волос в объёме, а также внешнее очертание границы причёски.
  • Фиксация — способность конструкции из волос устойчиво удерживать форму в течение нескольких часов.
С этим описанием мы начали двигаться в сторону материала и его организованности. Чтобы схватить их поточнее воспользуемся «линзой» процесса.
В изучении естественных процессов единственное, что нам дано это возможность посмотреть на какое-то отдельное свойство изучаемого объекта до и после каких-то воздействий. Рассмотрим приведённые выше свойства объекта «причёска» до и после «обработки».

Теперь, когда мы схватили отчётливую разницу, можно поговорить о том, за счёт чего она организована.

Материал и организованность материала

Есть некоторая начальная организация волос, вызванная природой их произрастания. Волосы начинаются у своих корней, а корни достаточно равномерно распределены по волосяной части головы. Несмотря на такую организацию, связанность между волосами довольно слабая: мы знаем, что они могут располагаться как угодно, спутываться друг с другом, что является проблемой и нежелательным эффектом для любой причёски. Кроме того, волос обладает весом и под собственной тяжестью опускаются на голову, покрывая её без какого бы то ни было объема в причёске.
Волосы в их естественном состоянии не обладают перечисленными выше желательными характеристиками (опустим для простоты естественным образом вьющиеся и курчавые типы волос). Они сами не фиксируются. Они не складываются сами собой в объёмную конструкцию. Они не слипаются сами собой в шелковистые прядки, создавая и блеск и текстуру.
Зададимся вопросом. Что придаёт в случае со спонтанной морской прической желательные свойства? Что собирает волосы в конструкцию, с полюбившимися нам свойствами? Поставив эти вопросы мы углублямся в рассмотрении того, что методологи называют организованностью материала и материалом. Материал — это всё, что угодно, из чего объект состоит. Организованность материала — всевозможные соединения и другие способы собрать из материала конструкцию.
Вернёмся к нашим вопросам о свойствах причёски и пройдём с ними по нашему объекту, пробуя отделить организованность материала от материала.
Проще всего разобраться с текстурой волос. За счёт чего она образуется? Смоченные морской водой волосы, приобретают липкость и склеиваются друг с другом на время, образуя отдельные прядки. Волосы расположены то кучно, то встречаются пустоты. Это создаёт ритм в причёске. Кроме того, частицы соли, нанесённые на волосы морской водой, придают им блеск. И в особенности на прядках. Благодаря ритму и блеску, возникает резкий контраст между одними частями причёски и другими, что и создаёт текстуру.
Разбираясь со свойством объёма, придётся выяснить, что волос как природная конструкция обладает памятью формы. Смачивание как бы «включает» запоминание формы. В мокром состоянии волосы обладают максимальной гибкостью и эластичностью, что помогает их укладке ветром. После высыхания волос принимает форму, в которую был приведён будучи в смоченном состоянии, и какое-то время может эту форму сохранять.
Фиксация волос обеспечивается двумя факторами. Склеиванием прядок морской водой, продолжительным обдувом ветра и нагревом солнца. Тёплый ветер и нагрев солнцем за короткий промежуток времени возвращают волос в состояние фиксации памяти формы. То есть как бы «выключает» запоминание формы. Таким образом, мы нащупали две взаимно обратные операции.
Если мы, проделав все рассуждения выше, аккуратно растащим найденное на слои «материала» и «организованности материала», то
при рассмотрении причёски-результата получим следующее:
Материал
  • Морская вода, богатая солями
  • Отдельные волоски
Организованность материала
  • Собранные в прядки волосы, склеенные морской солью
  • Образованные освободившимся пространством прогалины между волосами
Что проделано выше? Рассмотренный сложный объект, взятый темой «укладка причёски природным способом», состоит из множества составляющих. Я брал отдельные составляющие и смотрел в каких они находятся отношениях друг с другом. Один из видов отношений является пространственная организация. Когда отдельные волосы, собираются в склеенные пучки, мы получаем что-то вроде конструкции, то есть сложившейся вещественной формы. Организованность материала в этом случае описывает форму и способ сборки этой конструкции.
Однако при рассмотрении воздействий мы получаем иные отношения организованности:
Материал
  • Морская вода
  • Солнечное излучение
  • Однонаправленная конвекция воздушных масс
  • Притяжение
Организованность материала
  • Смачивание (для «выключения» памяти формы)
  • Ориентирование волос Сушка (для «включения» памяти формы)
Такая организованность описывает уже отношения не для пространственной организации, а для функциональной. На слое организованности материала выявлены отдельные «функции», объясняющие смысл воздействий, сформировавших причёску. Логику их выявления мы обсудили выше. На слое материала выявлено то, из чего были построены эти «функции».

Функциональная структура

Просто перечислить функции часто недостаточно, потому что они вступают в сложные отношения друг с другом. Например, для фиксации используются два воздействия: сушку и склейку. А часть воздействий сушки в свою очередь обеспечиваются ветром и солнечным излучением. Другими словами написать список недостаточно, придётся перейти к схеме, отражающей подобные связи.
Ниже представлена схема функциональной структуры одновременно с морфологической структурой в части функций. Обратите внимание на главную функцию или тему, собирающую разные функции. Это то, что привело нас к именно такому способу системно рассмотреть объекты. Выбери мы иную тему или полезную функцию и рассмотрение дало бы совершенно иной состав структур.

Структуры процесса и механизма

Мы выявили все воздействия, что были необходимы для природной укладки. Мы не обговаривали до этого как они появляются и как их повторно воссоздать. Описывая их мы исходили как бы из того, что они даны нам в любой момент времени. Однако мы помним, что всё, что с нами произошло произошло в определённом месте и времени, в котором все эти воздействия были возможны, и это очень важный момент.
Получается, что человек должен вовремя прийти, сначала смочить волосы морской водой, затем прекратить это смачивание и подставлять себя под солнечные лучи и бриз. Сложи все этих обстоятельства верным образом — будет наблюдаемый результате, не сложи — не будет. Должны быть совмещены по времени и пространству множество составляющих. Мастерская соорганизация всех компонент похожа на хореографию и является структурой механизма.
Для внешнего наблюдателя, кем мы были, любой механизм наблюдается как процесс, то есть череда изменяющихся вещей или их состояний. Если схематизировать структуру процесса, то мы будем фиксировать смену состояний и структур в разные моменты времени. Были
Если же схематизировать структуру механизма процесса, то в первую очередь важно выявить последовательность функций в порядке логики их следования. На иллюстрации ниже я перечислил все функции-воздействия слева направо. Полосками обозначено дление воздействия во времени. Конечно, в естественных условиях дление некоторых воздействий не прекращается. Концы полосок означают прекращение полезного для результата воздействия.

На полях отметим, что, обобщая можно прийти к двум схемам структур
естественного процесса
Состояние свойства P, 
структура S 
в момент времени t1 
       ——> 
         Состояние свойства P, 
         структура S 
         в момент времени t2
и механизма
 Операция i  ——>  Операция i+1
 

Понятие системы в познании естественных организованностей

Проделав это упражнение с разворачиванием второго понятия системы на примере, я пришёл к следующему пониманию смыслов входящих в него понятий.
Функциональная структура — есть организованность необходимости. Речь идёт о необходимости, потому что этот тип структур описывает связи между вещами, которые должны произойти неминуемо, иначе не выполнится главная функция. Именно поэтому структура функциональных связей выявляется по отношению к главной функции, замыслу или смыслообразующей теме. Она показывает «чистые», то есть без примесей форм реализации, функции и связи между ними. Связи совмещения и соподчинения по отношению к замыслу или теме.
Процессуальная структура — набор связей между состояниями свойства системы или двумя состояниями любых системных структур.
Структура механизма — организованность частей в логике времени и пространства. Всё должно быть мастерски срежиссированно и скомпоновано, как в сложной хореографии, чтобы произошло необходимое.
Еще раз отмечу, что многие процессы в сложных организованностях являются лишь отражением наличия каких-то скрытых механизмов, которые ими управляют. В этом случае наблюдаемый процесс становится лишь тенью механизма, и механизм нужно ещё найти. Подробнее об этом в работе [2]
Организованность материалаконструкционная структура или организованность материала в пространстве. Пожалуй, наиболее понятный для всех инженеров слой. В этой работе я позволил себе расширить рамки этого слоя, увидем категорию материал—организованность в слое функций.
Материал — слой, рассматривающий устройство материала как идеального объекта. Часто «материал» не является конечной субстанцией и состоит из чего-то ещё. Отношение «Организованность материала — Материал» таким образом может быть как фрактальная структура рассмотрен многократно с погружение на всё более детальный уровень, как мы можем идти от прибора к его модулям и далее к компонентам, элементам, материалам-субстратам, молекулам, атомам и так далее.
Структура — в некоторых статьях рассматривают ещё и пятую, стягивающую составляющую, соединяющую разные по своей природе процессуальные и конструктивные части.
Я хочу ещё раз отметить, что данная работа лишь моё личное понимание 2-й категории системы, которое может отличаться от других представителей школы СМД. Для составления более объемного представления могу только адресовать читателя к материалам в библиографии, оставив в качестве аппетитной затравки здесь схему выше [3].

Ситуация проектирования

В ситуации проектирования или, по-другому, организации искусственного, категория системы также прекрасно работает. Только двигаются в нем в немного иной последовательности. От замысла или главной функции к функциональной структуре и структуре процесса-механизма, а уже затем к морфологии конструкции и материалу. Иными словами, сначала простраивают уровни смысла, затем то как его реализовывать. При этом смысл каждого из слоёв системы остаётся тем же. Поэтому читатель может самостоятельно проделать эту процедуру, представив, что в решении в конечной итоге будет использоваться, например, фен и искусственные фиксаторы прически.
Если такой проход для читателя затруднителен, то я отсылаю к своей статье о методе Карты реализации историй, которая воплощает этот подход именно на основе категории системы второго рода, но в упрощенном виде.

Библиография

  1. Два понятия системы // Труды XIII Международного конгресса по истории науки и техники. Т.1а. М., 1974 [Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995]
  2. Категории «процесс – механизм» в контексте исследования развития // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). Приложение III. М., 1975
  3. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). Приложение I. М., 1975. [Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995]

Благодарность

Выражаю глубокую благодарность
  • Антону Кожемяко за беседы и обсуждения материала статьи,
  • Ирину Качеровскую за роль путеводителя по СМДМ-ландшафту,
  • Петра Щедровицкого за его беспеременный труд по разъяснению содержания системомыследеятельностной методологии для широких масс.
Мышление Проектирование