Очерки

Программирующее дерево в ситуации коммуникационного дизайна

0.

Сей опус сложился в продолжении размышлений о технике программного подхода, именуемой мной ныне как Программирующее дерево, ранее Дерево гипотез развития.
Изначальный ход всему размышлению задаёт первая статья о Дереве гипотез развития. Далее, спустя четыре года, случилась рефлексия практики применения метода.
Одновременно стало понятно, что дальнейшее развитие программирующего дерева должно пролегать через разнородную практику, в которой следует обратить внимание на два аспекта.


  1. Какие именно формы высказываний формируют дерево.
  2. Какие схемы могут лежать в его основе.

1.

Ключевым в технике программирующего дерева является определение схемы, в которой происходит работа. Дерево необязательно применять только для таких сложных организаций как бизнес целиком. Разные ситуации в деятельности можно схематизировать и получить таким образом набор ключевых вопросов или иных текстовых структур, направляющих мышление в этих ситуациях.
Я попробую это сделать для ситуации коммуникационного дизайна. Средством рассмотрения ситуации у меня будет — схема, а средством организующим описание — программирующее дерево.
Программирующее дерево является формой воплощения идеи проектирования выращиванием, описанной мной ранее.

2.

В ситуациях коммуникационного дизайна действует схема, где есть заказчик, он же отправитель сообщения, у него есть свои цели, есть аудитория-получатель, есть дизайнер-исполнитель и есть артефакт дизайна, призванный быть переносчиком сообщения, которое выступает лишь средством.
Из этой схемы вытекает главный вопрос коммуникационного дизайна: что мы должны скоммуницировать? То есть, что мы должны передать, чтобы на той стороне это «впечаталось». Но не мёртвым образом, а некоторым активным, живым, для того чтобы получатель сообщения как-то изменил свою траекторию самодвижения или поменял отношение к чему-то.
Таким образом, главный вопрос «что мы должны скоммуницировать?» можно чуть уточнить и развернуть так.

  • Что должен ощутить, почувствовать и понять получатель сообщения?
  • Как он поменяет своё поведение после соприкосновения с артефактом?
И это основное содержание схемы коммуникационного дизайна, выраженное в форме вопросов.

3.

Для выращивания коммуникационного артефакта можно составить программирующее дерево следующего общего вида.
  • Аудитория сменила траекторию своих действий или отношение в нужном нам направлении (генеральный тест)
    • Коммуникация удалась: ВСЕ
      • Организован контакт с артефактом коммуникации
        • <Регулятивные/формообразующие высказывания>
      • <Тест, задающий требование к смене траектории или отношения>
        • Организована упаковка сообщения в работоспособную форму

4.

Представим пример заполнения этого дерева для конкретной ситуации.
  • Аудитория сменила траекторию своих действий или отношение в нужном нам направлении: ВСЕ
    • Коммуникация удалась : ВСЕ
      • Организован контакт целевой аудитории с коммуникационным артефактом: ВСЕ
        • Артефакт установлен напротив входа в вестибюле бизнес-центр, где проходит конференция
        • Артефакты, работающие до мероприятия, (карточка в Таймпаде, посты в социальных сетях, файл события в календаре) дают адрес места-проведения, чем предписывают аудитории куда им направляться
      • Артефакт передаёт аудитории: ВСЕ
        • идентификационный знак мероприятия
          • Первым гарантированно встречаемым взглядом объектом выбрать логотип и название конференции, а также стилевые средства брендирования
        • ориентир нахождения следующего помещения внутри бизнес-центра
          • Дана стрелка, показывающая направление движения, и крупный текст с названием этажа, читаемый с расстояния 5 метров
        • ощущение помпы, с которым проводится мероприятие ВСЕ
          • Выполнить в качестве формата для артефакта односторонний роллап размером 2 × 1,2 метра с самым дорогим оформлением
          • Выбрать вариант стилевого оформления с черным фоном и элементами лакшери
    • Созданы условия для повторного использования артефакта на других мероприятиях
      • На роллапе предусмотрена круглая область для прикрепления сменной области с ориентиром, незаметным образом крепящегося к роллапу

5.

На этом примере становится заметно, что по ходу его составления в моём умозрении появились ещё несколько схем. Это как минимум схема движения внимания целевой аудитории до мероприятия и на мероприятии, включая схему помещения. Это говорит о том, что программирующее дерево, хоть и становится накопителей предписывающих и генерирующих высказываний, но требует дополнительных построений для своего заполнения.
Ключевым вопросом здесь становится навык формирования подобных схем проектировщиком. Выходит ли на них проектировщик, способен ли он создавать подобные схемы и как его оснастить такими средствами, чтобы он мог их создавать. По-видимому в этой области и лежит основное направление развития средств проектирования на пути к их технологизации.
Проектирование Интерфейс Системные требования