0.
Сей опус сложился в продолжении размышлений о технике программного подхода, именуемой мной ныне как Программирующее дерево, ранее Дерево гипотез развития.
Изначальный ход всему размышлению задаёт первая статья о Дереве гипотез развития. Далее, спустя четыре года, случилась рефлексия практики применения метода.
Одновременно стало понятно, что дальнейшее развитие программирующего дерева должно пролегать через разнородную практику, в которой следует обратить внимание на два аспекта.
- Какие именно формы высказываний формируют дерево.
- Какие схемы могут лежать в его основе.
1.
Ключевым в технике программирующего дерева является определение схемы, в которой происходит работа. Дерево необязательно применять только для таких сложных организаций как бизнес целиком. Разные ситуации в деятельности можно схематизировать и получить таким образом набор ключевых вопросов или иных текстовых структур, направляющих мышление в этих ситуациях.
Я попробую это сделать для ситуации коммуникационного дизайна. Средством рассмотрения ситуации у меня будет — схема, а средством организующим описание — программирующее дерево.
Программирующее дерево является формой воплощения идеи проектирования выращиванием, описанной мной ранее.
2.
В ситуациях коммуникационного дизайна действует схема, где есть заказчик, он же отправитель сообщения, у него есть свои цели, есть аудитория-получатель, есть дизайнер-исполнитель и есть артефакт дизайна, призванный быть переносчиком сообщения, которое выступает лишь средством.

Из этой схемы вытекает главный вопрос коммуникационного дизайна: что мы должны скоммуницировать? То есть, что мы должны передать, чтобы на той стороне это «впечаталось». Но не мёртвым образом, а некоторым активным, живым, для того чтобы получатель сообщения как-то изменил свою траекторию самодвижения или поменял отношение к чему-то.
Таким образом, главный вопрос «что мы должны скоммуницировать?» можно чуть уточнить и развернуть так.
- Что должен ощутить, почувствовать и понять получатель сообщения?
- Как он поменяет своё поведение после соприкосновения с артефактом?
И это основное содержание схемы коммуникационного дизайна, выраженное в форме вопросов.
3.
Для выращивания коммуникационного артефакта можно составить программирующее дерево следующего общего вида.
4.
Представим пример заполнения этого дерева для конкретной ситуации.
5.
На этом примере становится заметно, что по ходу его составления в моём умозрении появились ещё несколько схем. Это как минимум схема движения внимания целевой аудитории до мероприятия и на мероприятии, включая схему помещения. Это говорит о том, что программирующее дерево, хоть и становится накопителей предписывающих и генерирующих высказываний, но требует дополнительных построений для своего заполнения.
Ключевым вопросом здесь становится навык формирования подобных схем проектировщиком. Выходит ли на них проектировщик, способен ли он создавать подобные схемы и как его оснастить такими средствами, чтобы он мог их создавать. По-видимому в этой области и лежит основное направление развития средств проектирования на пути к их технологизации.