Очерки

Три метода проектирования социотехнических систем. Охота на косуль

Система охоты древних

Необходимо показать совместную работу методов анализа и проектирования социотехнических систем на конкретном примере. Это довольно проблематично в связи с тем, что все предметы нашей практики находятся под соглашениями о неразглашении. Наконец, нашёлся прекрасный пример — охота древних людей на косуль.
Охота — превосходный с точки зрения анализа и моделирования экземпляр человеческой деятельности. Её участникам нужно действовать искусно, а в отдельных случаях, и сообща. Для этого требуется и заранее продумывать сложное составное действие, и представлять себе как будет разворачиваться процесс.

Слой стратегии: Карта гипотез

Слой стратегии представлен картой гипотез. Рассмотрены две гипотезы, исходя из имеющихся в группе ресурсов. В случае с преследованием одна из гипотез работает на тактическом уровне, определяя поведение охотника в каждый момент времени, другая работает на стратегическом уровне, определяя за счёт чего будет достигнута цель.
Выбор зверя в качестве Субъекта Карты гипотез не случаен. Зверь всячески уклоняется от того, чтобы быть пойманным, гнёт собственную линию или, по крайней мере, может это делать. Стало быть управление его поведением вполне может быть смоделировано Картой гипотез.
Карта гипотез охоты на косуль у древних людей

Слой процесса: Карта процесса-опыта

В карте стратегий предусмотрено два варианта охоты: преследованием и загоном. С точки зрения процессуальной организации это два разных подхода, поэтому и карты две
Карта процесса-опыта охоты преследованием
Карта процесса-опыта охоты загоном

Слой инструментов: Карта реализации историй

Представлен в форме карта реализации историй. Каждая колонка в карте — отдельная рабочая история. Карточки до черты собирают рабочую историю, под чертой — определяют форму решения.
Структура рабочей истории
<Кто-то или нечто>, <в ситуации>, <действует таким-то образом>, работая с <объектами оперирования>, чтобы <ценность на уровне деятельности> и поэтому ему нужен <вспомогательный инструмент>
Карта реализации историй

О методах фраймворка

Карта гипотез. Проектирование шага развития социотехнической системы. Подбор логических связей между планируемыми действиями, их воздействием на субъектов и конечную цель владельца действия.
Карта процесса-опыта. Проектирование процессов функционирования социотехнической системы. Подбор логических связей в цепочке важнейших точек потребительского опыта и рабочих ситуаций с учётом целостности потоков в ней.
Карта реализации историй. Проектирование технических инструментов для рабочих ситуаций. Запись кратких ёмких текстовых моделей описания рабочих ситуаций (рабочих историй) и подбор вариантов их технического исполнения.

ПДФ-версия карт

Проектирование Мышление Системные требования