Начинающих ведущих беспокоят паузы с неловким молчанием, либо наоборот чересчур активные стейкхолдеры, за которыми трудно поспеть. К тому же в области ближайшего развития люди всегда испытывают
синдром самозванца, и неоправданно много волнуются.
Я рекомендую ведущему снять с себя ложное убеждение о важность «держать лицо», и делать видимой каждую проблему, которую вы встречаете. Задумались — скажите над чем вы задумались или, лучше, пригласите к этому всю команду. Так не возникнет ожидающей паузы, и вы не потеряете динамику. Не знаете куда двигаться дальше — так и скажите: «Коллеги, похоже мы в тупике и вот почему…».
Другая проблема — перегруз по информации. Участники вываливают на вас бесконечный поток сценариев, вы не успеваете. Что ж, опять тот же принцип. Сделайте проблему видимой и предложите варианты решения. «Коллеги, извините, здесь я вас прерву. Вы рассказываете важные сведения, мы не можем себе позволить пропустить их. Но, кажется, мы их упускаем, потому что прямо сейчас никто не записывает их в карту в нужном формате. А я напомню, всё, что не записано — потеряно. Предлагаю сбавить темп и вернуться к записи. Хорошо? <Получаем согласие или работаем с возражением>. Отлично! Давайте начнём с истории про <…>, как бы вы её записали?»