Очерки

О стыде

Как машина культуры топчет человеческое дерзновение быть иным
Стыд оказался интересным и сложным чувством. Раньше мне казалось, что он связан лишь с тем, что культура и воспитание занесли в нас в виде норм. Каждое несовпадение с этими нормами вызывает в человеке внутреннего оценивающего надсмотрщика. В нас появляется кто-то, кто судит нас, поминутно выносит приговоры. Он может делать это настолько жёстко, что человек постоянно будет ощущать, что где-то поступил неправильно, где-то виноват. Очевидна польза подобного регулирующего механизма для общества. Неочевиден, но активно разбирается в последние десятилетия вред для самого человека от переобучения этого механизма.
Но я сейчас хочу поговорить о том, что находится за рамками этого первоначального понятия. Как обычно, нам не хватает слов в языке для выражения всей сложности устройства мира. И тем же словом «стыд» сейчас обозначают несколько непривычный для нас феномен.
Итак, вместе с осознанием собственного единичного существования человек впервые приобретает способность действовать, и поступать как он считает верным. Здесь мы опустим шаблонные и вынужденные варианты проявления людских поступков. К ним я бы причислил социальные поглаживания, принятие пищи, хождение на службу и всевозможные ролевые игры — всё, во что мы вовлекаемся неосознанно. Здесь же хочется поговорить о дерзновении быть. Его проявление в человеке начинается с небольших ростков. С еле замеченных собственных желаний и хотений выраженных другим. С первых рвений сообщить об отличном мнении по вопросу. Но в целом и общем — с дерзновения быть иным.
Именно это, как только оно появляется, встречает самый мощный протест у надсмотрщика. Мы испытываем жар при одной только мысли отделиться от общества и взойти на воображаемую или реальную сцену. Мы отказываемся идти в это чувство и находиться в нём, и тем самым терпим возможно самое значимое в нашей жизни поражение. Всё это тоже формы стыда.
Но что это за стыд спросите вы? Как можно стыдиться быть собой? В этом есть один из величайших парадоксов человеческого. Страх быть неуместным в своей уникальности, в своей единственности. Он настолько невыносим, что зовёт на помощь надсмотрщика, который в мгновении ока придумывает как должно себя вести, облекая это в форму стыда.
Всё это обычно работает настолько быстро внутри нас, что нет и шанса повлиять на это в моменте. Только глубокая работа через самопознание, тяжелейший труд подобно тому, что проделал Марсель Пруст в своём самоисследовании «В поисках утраченного времени». Но для начала движения в эту сторону нам всем предстоит вырастить на себе глубинное понимание содержания дельфийской фразы «Познай самого себя».
Что если всё же пробовать размещаться с этими чувствами кажущейся неуместности? Нас будет встречать грусть, а затем и боль от остроты осознания реального человеческого положения. Боль, от которой гадкому утёнку пришлось бы укрыться в утешительной лжи, если бы не прилетели свои.
Да. Но эта дорога стоит того, чтобы на неё вступить, ведь у нас нет ничего, кроме нашей собственной жизни. Хорошо бы успеть вернуть её себе до того как её физиологическая часть будет исчерпана.

Рекомендуемые материалы

Опыт