Очерки

Продуктовые истории теряют человеко-центричную невинность

Шлемиль#nbsp;— это тот, кто находится в#nbsp;искусственном измерении и#nbsp;перемещается по#nbsp;нему. Вернее, думает, что перемещается. Допустим, искусственное измерение представляет собой площадку, где стоят три одинаковые мраморные вазы. Чтобы сюжет развивался нужным образом, наша задача#nbsp;— подвести Шлемиля к#nbsp;средней вазе.
Виктор Пелевин, Шлем ужаса

Я#nbsp;считаю, что пользовательские истории должны остаться в#nbsp;нашем арсенале, но#nbsp;претерпеть некоторые изменения. Истории близки человеческому сердцу, они с#nbsp;нами с#nbsp;древних времён, как всегда с#nbsp;нами и#nbsp;действие, совершаемое человеком. Естественный язык как параллельная реальность отражает действие в#nbsp;своём тексте, и#nbsp;этим создаёт как магическую притягательность, так и#nbsp;высокую описательную способность.
Важно продолжить использовать истории, но#nbsp;также важно избавиться от#nbsp;трудностей в#nbsp;их#nbsp;записи. Кроме того, вероятно истории должны отойти от#nbsp;догмата человеко-центричного подхода.
Напомню, что формат пользовательских историй всегда был «защитником» и#nbsp;представителем интересов одного человека в#nbsp;цифровых продуктах#nbsp;— пользователя. Это заставляло разработчиков писать истории через призму полезного действия или ценности для конечного потребителя.
Однако опыт показывает, что, кроме решения потребительских задач, бизнес хочет прямым образом влиять на#nbsp;поведение потребителя. Вдобавок к#nbsp;этому продукты-инструменты часто создаются и#nbsp;для так называемых вынужденных потребителей#nbsp;— служащих. Порой работа просто должна быть сделана, а#nbsp;люди, участвующие в#nbsp;ней лишь части исполнительного механизма, как противно эта ситуация#nbsp;бы не#nbsp;выглядела со#nbsp;стороны. Бизнес придумывает ухищрения как сделать так, чтобы люди с#nbsp;удовольствием отказывались от#nbsp;своих личных целей в#nbsp;пользу целей организации, хотя#nbsp;бы на#nbsp;время рабочего дня.
Если тяжелая работа каменщика или сиделки не#nbsp;может быть заменена роботизированной машиной, то#nbsp;для такой работы ищут людей, предлагая им#nbsp;взамен что-то полезное. Если человек не#nbsp;идёт в#nbsp;ту#nbsp;часть сервиса или в#nbsp;желаемое для бизнеса поведение, бизнес желает воздействовать на#nbsp;него так, чтобы он#nbsp;поменял своё поведение на#nbsp;требуемое. Эта условная морковка, управляющий стимул порой принимает настолько изощрённые формы, что требует отдельного проектирования и#nbsp;проверки на#nbsp;практике.
Возникнув в#nbsp;среде энтузиастов и#nbsp;апологетов человеко-центричного подхода, сфера дизайна пользовательских впечатлений, User Experience (UX), всего за#nbsp;какие-то тридцать лет проделала путь от#nbsp;истового служения пользователям до#nbsp;безжалостной пользовательской эксплуатации. Но#nbsp;я#nbsp;считаю, что мы#nbsp;наблюдали промежуточные этапы взросления отрасли, два крайних положения маятника: период романтизации и#nbsp;«дикий рынок» с#nbsp;приходом на#nbsp;него всё большего числа людей. Непременно это положение вещей должно быть со#nbsp;временем сбалансировано. Важно как продолжить исследовать и#nbsp;фиксировать потребности людей, так и#nbsp;выстраивать контуры взаимно полезного искусственного влияния на#nbsp;человека. Не#nbsp;стоит думать, что последнее исключительно коварные акты, несущие человеку только лишения. Достаточно вспомнить, например, сервис напоминающий, что вам завтра на#nbsp;стрижку. Или тренера по#nbsp;фитнесу, становящегося частью «полезно обрабатывающей» вас системы оздоровления. Без таких искусственных побудителей, кто-то из#nbsp;нас меньше#nbsp;бы успевал, больше#nbsp;бы ленился или опаздывал. Другими словами, человеку зачастую нужна помощь, усиление его естественности, чем-то техническим, искусственным как в#nbsp;вопросах быта, так и#nbsp;в#nbsp;вопросах развития.
Я#nbsp;считаю необходимым и#nbsp;важным признать действительность таковой: люди практически никогда не#nbsp;являются свободно действующими существами. На#nbsp;нас постоянно влияет сложная паутина воздействий, в#nbsp;которую кроме полезных общекультурных, вклиниваются сигналы идеологического и#nbsp;политического плана, а#nbsp;теперь и#nbsp;сеть влияний от#nbsp;бизнеса, желающего приручить и#nbsp;одомашнить своего потребителя. Оставив в#nbsp;стороне вопрос насколько это хорошо или плохо, невозможно не#nbsp;признавать, что для проектирования влияния в#nbsp;рамках бизнес-системы нужны определённые средства. И#nbsp;пользовательские истории, в#nbsp;которых всё выворачивалось через призму того как хочет потребитель, с#nbsp;одной стороны является понятной и#nbsp;полезной мыслительной практикой, с#nbsp;другой стороны никак не#nbsp;принимающей в#nbsp;свой формат потребностей бизнеса.
Приведём пример. Владельцы сайта увидели возможность экономить на#nbsp;комиссии за#nbsp;обработку онлайн платежей. Оплата по#nbsp;системе быстрых платежей (СБП) облагается только 0,5% комиссии с#nbsp;размера платежа, тогда как за#nbsp;платёж по#nbsp;карте взымаются все 2,5%. Если попытаться записать это требование в#nbsp;терминах пользовательской истории, получится ерунда: я#nbsp;как покупатель, хочу расплатиться именно с#nbsp;помощью СБП, чтобы … И#nbsp;тут начинается фантазирование липовой ценности. Например, приплетут, что это удобно, когда нет с#nbsp;собой карты и#nbsp;прочее. Но#nbsp;для чего обманывать самих себя? Требование должно быть зафиксировано с#nbsp;сохранением его логики: так выгоднее бизнесу, вот реальная предпосылка. А#nbsp;для потребителя нам нужно теперь найти и#nbsp;преподнести его выгоду. Например, мы#nbsp;можем показать ему привлекательность такого типа платежа через более высокую скорость возврата денежных средств, если вдруг что-то пойдёт не#nbsp;так. Возможно, это будет звучать не#nbsp;очень убедительно, тогда нам понадобится придумать что-то другое.
В#nbsp;итоге мы#nbsp;получаем не#nbsp;пользовательскую история, где главное зафиксировать ценность для пользователя. Здесь будет пользовательская история с#nbsp;потребностью оплатить заказ, но#nbsp;с#nbsp;бизнес-модификатором о#nbsp;смене поведения пользователя на#nbsp;желаемое.
Также есть необходимость фиксировать требования об#nbsp;инструментах, сопровождающих продажу продукта. Например, если вы#nbsp;продаёте устанавливаемый на#nbsp;компьютеры лицензированный софт, то#nbsp;когда закончится лицензия что-то должно отрубить доступ к#nbsp;функциональности программы. Естественно никакой ценности для пользователя это не#nbsp;несёт, однако это несёт ценность бизнесу. Подобное требование также должно фиксироваться.
Мы#nbsp;должны найти гармоничный способ фиксировать и#nbsp;пользовательские, и#nbsp;бизнесовые истории в#nbsp;одном инструменте анализа требований.
2024-06-16 02:07 Опыт Проектирование Системные требования