Первые записи в публичном блоге у меня датируются 2006 годом, а самые первые новеллы по сюжету компьютерных игр приходятся на 1995-й год. То есть, пишу я где-то уже около 30 лет. Если рефлексивно окинуть весь этот период, то можно выделить три способа написания текста.
1. Свиток
Это режим сборки всего, что знаешь по теме в единый поток нарратива за один присест или пошаговой приладкой продолжения к результату последнего шага. Такой способ подходит, когда тема небольшая, и она уже созрела. Например, материал уже сформировался и отточен на долгом практическом опыте. Не требуется долгой предварительной подготовки текстового материала в виде текста. Когда тема собралась, вы чувствуете внутри, что готовы сесть и записать всё своё знание.
В этих случаях достаточно начать со структуры текста и постепенно наполнить её содержанием. Так пишутся небольшие статьи, где всё или почти всё понятно.
Порядок структура —> наполнение здесь важен, потому что иначе нарратив завладеет вами и уведёт туда, откуда может быть сложным найти выход. Структура как скелет удерживает вас от этого блуждания.
Конечно же, если вы пишете художественное произведение, то случайное блуждание материала бывает только на пользу, и может вывести вас в интересный поворот сюжета или к глубинам того, о чем вы изначально рассказывать не собирались. В творческом поиске можно отпускать на время структуру, но к ней всё таки придётся вернуться.
Дело в том, что без структуры повествования читатель не сможет понять того, что вы хотите ему сказать. Даже если мы ушли в эксперимент, найденные в нём осколки важно вернуть в какой-то понятной структуре раскрытия материала. Именно поэтому в качестве структуры часто выбирают что-то давно известное и хорошо себя зарекомендовавшее. Например, шаблон SCQA в любой деловой коммуникации, предлагающий структуру: ситуация, затруднение, вопрос, ответ. Или классический композиционный шаблон: «завязка — кульминация — развязка», «первопричина—затруднение—способ преодоления».
В этом режиме я написал обе книги и большую часть статей. Другой способ назвать этот режим: контекст статьи.
2. Индукционная сборка
Это режим накопления однородного материала. Это когда по одному узкому вопросу постепенно записывается и копится много отдельных мыслей и наблюдений. Материал может копиться достаточно долго, например, годы, но он прост и подчинён одной понятной теме. Раз тема одна, то записи могут вестись в один большой файл, и это не вызовет проблем, в отличие от ситуации третьего режима.
Затем, когда материала достаточно, производится классификация отрывков. Я смотрю на записи, анализирую, категоризирую и конструирую структуру будущего эссе.
Так пишутся исследовательские статьи на узкую тему. Этот режим можно было бы назвать контекстом тематической компиляции. Так я описал исследование влияния кофе на мой организм. Записи копились около 5 лет.
3. Выращивание
Это режим исследования какой-то новой области или волнующего феномена, когда вы не можете довольствоваться имеющимися предметными знаниями. Последнее означает, что несмотря на то, что есть какое-то слово, за которым стоит понятия, вы, читая литературу, не можете удовлетвориться подолгу тем, что человечество смогло приоткрыть по этому вопросу. Материал вашего интереса как будто находится между предметов, он не подчиняется никакой форме предметизации. Здесь мы находимся на краю исследованной области. Здесь помогает только ведение картотеки.
Долгие исследования требуют специальной системы записи, потому что они будет продолжаться годами, и на таком промежутке времени вы не можете надеяться на вашу память. Плюс вы точно и гарантировано изменитесь за эти годы. Вам нужно средства для того, чтобы думать годами.
Система состоит из карточек, включающих отдельные мысли, записанные вашим языком, с обязательными связями между ними. Каждая отдельная мысль или мыслечувство записывается отдельно со связыванием с какой-то из нитей исследования или другой карточкой.
Время от времени ведётся пересборка связей и поиск нового содержания. Нужно отсмотреть материал, проверить адекватность связей, внести изменения. В один из проходов с осмотром материала может прийти озарение, потому что «система помнит» больше, чем способен удерживать в живых нейронных связях человек. Человек в «сейчас» со своим новым знанием встречается с собой в прошлом, и вдруг видит совершенно новый ракурс. Этот режим работы с материалом можно было бы назвать контекстом нового предмета.
Так, я понимаю, работал Николас Луманн, автор множества работ по социологии и системы ZettelKasten. Так я вот уже 8 лет собираю материал исследования про феномен романтизации. С такой же картотекой я собираю материалы обширнейших сложных тем, таких как смистемомыследеятельностный подход, средства проектирования, человек. До картотеки я довольствовался записью своих мыслей в отдельные файлы-свитки, и неизбежно терял их. Без картотеки я ощущал себя примерно так же как герой фильма Нолана «Мементо».
Кстати, после накопления материала и формирования новой предметной связки, для трансляционной цели нужно будет выйти в один из первых двух режимов. Когда связи в картотеки стянут новый предмет или тему, можно наметить структуру и начинить её материалом.
На эту тему