ЦИКЛ «МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Ситуации проектирования на примерах дизайна в цифровой среде
Исследование особенностей ситуаций проектирования
Данная статья была написана в 2022 году ходе работы над книгой «Как проектировать цифровые инструменты и их интерфейсы». Я разбирался с тем, когда возникает ситуация проектирования и из чего она состоит. Позже я решил исключить этот материал из книги, где она находилась в разделе «О типологии ситуаций и содержании деятельности проектирования». Публикуется в сокращении.
Различие ситуаций проектирования
В процессе работы над книгой «Как проектировать» мне захотелось разобраться с тем какие ситуации проектирования бывают на практике и из чего они состоят. Проектирование обладает всеми тремя фокусами осмысленной продуктивной деятельности, а именно — оно целеустремлено, должно быть оснащено адекватными средствами осуществления и, наконец, оно ситуативно, то есть прилаживается к конкретике отдельных ситуаций.

Поэтому я рассматривал все известные мне разновидности проектных ситуаций с точки зрения их особенностей и различий, а также характерных для них целей и средств. Вот полный свод таких ситуаций.
Разберём с примерами четыре ситуации конструирования — основное содержание созидательной работы проектировщика.
Три ситуации конструирования
Под конструированием мы будем понимать процесс составления системы, выполняющей заданный набор функций, из заданного набора элементов при помощи известного набора операций. Здесь важно, что и элементы, и операции выбираются из заранее подготовленной нормативной базы. Такая база должна существовать и быть доступна. Например, в детском конструкторе содержатся болты, гайки, шайбы, пластины и уголки с отверстиями под крепления. Юному конструктору будут знакомы либо даны в виде инструкции во-первых, операции — что можно сделать с элементами набора; во-вторых, образцы конкретных конструкций таких как краны и машины, так что, он сможет собрать их из имеющегося набора.
1. Конфигурирование. Сложность: 1
Самой простой ситуацией проектирования является конструкторская ситуация, когда нужно лишь настроить известное эталонное решение под имеющуюся деятельностную ситуацию. Другими словами, речь идёт о настройке образцового решения. Примером таких ситуаций будет дизайн информационного сайта по готовому шаблону. Допустим вам заказали сайт для волнистых попугайчиков. У вас под рукой есть шаблон сайта для попугайев лори и использование шаблонов допустимо в вашей ситуации. Вы смело берёте его в работу, потому что структурно там всё уже готово. Вам достаточно чуть поправить цветовое решение и поменять содержание.

Таким же образом проектируется большая часть типовых строительных конструкций как, например, консольная балка. Для них уже давно известны расчётные схемы, порядок подбора сортамента, размера и материала по заданной нагрузке. Ситуация настолько отработана, что уже есть приложения, в которых путём ввода входных параметров можно получить решение буквально за секунды.

В ситуациях, требующих лишь конфигурирования, нет полного набора операций, свойственных проектированию, но сохраняется потребность в законченном своде знаний о будущем объекте до начала его производства. Поэтому это всё ещё проектирование, однако даётся оно сильно легче. Как следствие, здесь снижены и требования к проектировщику. У вас может быть в наличии экземпляр предыдущего проекта со всей проектной документацией по нему. Вы вносите новые входные данные, проверяете, корректируете, пока все требования не будут удовлетворены, и проект готов.
Рис. 1.2.4. Варианты конструирования в ситуации конфигурирования. Две сайта с функциональностью музыкального проигрывателя отличаются только внешней стилизацией при единой структуре и функциональности.
2. Прилаживание. Сложность: 2
Конструкторской ситуацией посложнее является ситуация, которую я называю прилаживанием. Чаще всего трудно обойтись без «допиливания» отдельной части эталонного решения под конкретную ситуацию. Например, принятые ранее технические решения при добавлении в систему нового приводят к нежелательному эффекту от которого важно избавиться, причем не путём капитуляции, то есть отказа от решения, а путём доработки этого решения при помощи его полной или частичной пересборки. Может потребоваться местное микро-изобретение, некоторый «волшебный» шаг, с которым все обнаруженные недостатки будут элегантно устранены.
Эвристика проектирования
Маркер двух проблем. Если есть два или более проблемы в одном блоке или агрегате, это явный признак того, что пришло время для его перепроектирования. Как правило, находится одно элегантное решение, которое покрывает сразу несколько уже имеющихся проблем
На картинке ниже в пункте 1 к карточкам выбора добавили символы в угол, и композиционная конструкция «сломалась»: тяжелые символы теперь перетягивают на угол, баланс и стабильность пропали. Как только мы зафиксировали эту проблему мы оказались в сутации прилаживания или необходимости адаптации. В пункте 2 дизайнеров предложены два варианта коррекции конструкции. В варианте слева явно перешли к выключке текста влево, а размеры изображений и символов уменьшили. В варианте справа оставили изображение крупным и центрированным, но символы собрали в прямоугольный блок, отделив их через низкоконтрастную вертикальную черту.
Рис. 1.2.5. Переход из пункта 1 в пункт 2 осуществлён путём прилаживания конструкции
Если читателю непонятна целесообразность таких преобразований, поясним. В примере выше в качестве конструкции приведена графическая композиция, а в качестве её стандартного критерия качества использовались эстетические критерии такие как гармоничность и уравновешенность композиции. Если рассматривать карточки с точки зрения работоспособности их как носителей инфрмации, то достаточно было бы хоть как-то разместить требуемую информацию, чтобы подать надлежащий сигнал. С этой точки зрения проблем в предложенном системе не было изначально: нужно было отобразить данные, их отобразили. Однако требования элегантности в области эстетики заставили доработать конструкцию.

Другим примером прилаживания может быть бытовая ситуация, когда наличные гардины, в магазинах не подходят под размер пролёта, который требуется закрыть шторами. Мы можем предпринять проект создания удлиненной гардины из двух или трёх более коротких. Понятно, что нам потребуется операция соединения. Для гардин в форме трубок с отверстием соединение может быть достигнута, например, за счёт стержня меньшего диаметра. Придётся придумать как обеспечить плотность соединение. Например, его можно организовать за счёт сил трения, пригнав диаметр стерженя к диаметру отверстия гардин, или использовав податливый упруго-вязкий уплотнитель на стержне.

Важно оговориться, что ситуацией проектирования описанный выше случай станет, если нам нужно будет передать другим знания о том как осуществить проект гардин. И мы не только проделаем поиска и тестирование кандидатных решений, но и опишем что именно нужно брать, как обрабатывать, как именно скреплять.
3. Выращивание. Сложность: 3
Ситуация, которую я называю «выращиванием», является полноценным конструированием. Эталонного решения нет, но задан набор целевых функций и известен лишь набор элементарных компонент и операций, с помощью которых можно совершать сборки. Требуется возвести такую конструкцию, что обеспечит выполнение целевых функций. В общем виде подобная сборка требует программного подхода.

Ситуации выращивания подразумевают создание опытного образца — конструкции, которой раньше не существовало. Практически всегда это влечёт две дополнительные ситуации: аналитическую и испытательную. Аналитическая ситуация проявится в том, что до начала конструирования понадобится как можно точнее зафиксировать назначение и все цели применения будущей конструкции, они и зададут набор функций и критериев приёмки опытного образца. Испытательная ситуация появится после конструирования, когда важно будет провести ряд тестов, как в мыслительных, так и в натуральных экспериментах.

Ниже приведён пример сборки конструкции интерфейса пользователя, эталонов которой явно не существовало прежде. Это интерфейс сервиса, в который стекается поток анкет с данными о потребностях людей в займе. Этой информацией делятся между собой и потребляют её участники рынка микрокредитных организаций. Об этой сфере известно, что если человек не получил займ в одном месте, то он его получит примерно через 7 минут у конкурента с вероятностью 95%. То есть важно очень быстро находить подходящие под профиль твоей организации анкеты, чтобы успеть позвонить и предложить свой кредитный продукт тому, кто его ищет.
Рис. 1.2.6. Анкетоприёмник. Дизайн Андрея Шапиро и Намора Вотилава, Byndyusoft
В целевые функции конструкции интерфейса входила настройка сущности, которая получила название «анкетоприёмник», управление её состоянием и визуализация — результат его работы. Сущность анкетоприемник — это контейнер-сборщик, в который засасываются как пылесосом все анкеты, соответствующие заданным параметрам. Параметры, настраивающие анкетоприёмник, указывают прямо в его теле. Тело анкетоприёмника, будучи схлопнутым, вливается в перечень своих собратьев, отображая лишь состояние активности, наименование и статистические показатели своей работы. Будучи же расхлопнутым, анкетоприёмник даёт редактировать настройки захвата анкет, подходящих по параметрам, а также состав данных небольшой выборки этих анкет для более наглядной проверки его настройщиком.

Если перчислить все элементы и операции, примененные здесь в процессе конструирования, то получится следующее.

Таблица 1.2.2. Состав эталонных элементов анкетоприёмника
Выпадающий список · Dropdown list
Способ выбора одного из нескольких вариантов
Поле ввода · Input
Способ получить текстовые данные, путём последовательного ввода отдельных символьных значений
Выбирайка · Segmented control
Способ выбора одного из нескольких вариантов. Скорость и наглядность выше чем у выпадающего списка
Кнопка · Button
Способ подачи команды
Статья находится в разработке
Вскоре здесь появится продолжение, а пока воспользуйтесь материалов из предыдущей статьи о нашем гибридном способе нотации на основе CJM и Service Blueprint