Очерки

О стыде

Как машина культуры топчет человеческое дерзновение быть иным
Стыд оказался интересным и#nbsp;сложным чувством. Раньше мне казалось, что он#nbsp;связан лишь с#nbsp;тем, что культура и#nbsp;воспитание занесли в#nbsp;нас в#nbsp;виде норм. Каждое несовпадение с#nbsp;этими нормами вызывает в#nbsp;человеке внутреннего оценивающего надсмотрщика. В#nbsp;нас появляется кто-то, кто судит нас, поминутно выносит приговоры. Он#nbsp;может делать это настолько жёстко, что человек постоянно будет ощущать, что где-то поступил неправильно, где-то виноват. Очевидна польза подобного регулирующего механизма для общества. Неочевиден, но#nbsp;активно разбирается в#nbsp;последние десятилетия вред для самого человека от#nbsp;переобучения этого механизма.
Но#nbsp;я#nbsp;сейчас хочу поговорить о#nbsp;том, что находится за#nbsp;рамками этого первоначального понятия. Как обычно, нам не#nbsp;хватает слов в#nbsp;языке для выражения всей сложности устройства мира. И#nbsp;тем#nbsp;же словом «стыд» сейчас обозначают несколько непривычный для нас феномен.
Итак, вместе с#nbsp;осознанием собственного единичного существования человек впервые приобретает способность действовать, и#nbsp;поступать как он#nbsp;считает верным. Здесь мы#nbsp;опустим шаблонные и#nbsp;вынужденные варианты проявления людских поступков. К#nbsp;ним я#nbsp;бы#nbsp;причислил социальные поглаживания, принятие пищи, хождение на#nbsp;службу и#nbsp;всевозможные ролевые игры#nbsp;— всё, во#nbsp;что мы#nbsp;вовлекаемся неосознанно. Здесь#nbsp;же хочется поговорить о дерзновении быть. Его проявление в#nbsp;человеке начинается с#nbsp;небольших ростков. С#nbsp;еле замеченных собственных желаний и#nbsp;хотений выраженных другим. С#nbsp;первых рвений сообщить об#nbsp;отличном мнении по#nbsp;вопросу. Но#nbsp;в#nbsp;целом и#nbsp;общем#nbsp;— с дерзновения быть иным.
Именно это, как только оно появляется, встречает самый мощный протест у#nbsp;надсмотрщика. Мы#nbsp;испытываем жар при одной только мысли отделиться от#nbsp;общества и#nbsp;взойти на#nbsp;воображаемую или реальную сцену. Мы#nbsp;отказываемся идти в#nbsp;это чувство и#nbsp;находиться в#nbsp;нём, и#nbsp;тем самым терпим возможно самое значимое в#nbsp;нашей жизни поражение. Всё это тоже формы стыда.
Но#nbsp;что это за#nbsp;стыд спросите вы? Как можно стыдиться быть собой? В#nbsp;этом есть один из#nbsp;величайших парадоксов человеческого. Страх быть неуместным в#nbsp;своей уникальности, в#nbsp;своей единственности. Он#nbsp;настолько невыносим, что зовёт на#nbsp;помощь надсмотрщика, который в#nbsp;мгновении ока придумывает как должно себя вести, облекая это в#nbsp;форму стыда.
Всё это обычно работает настолько быстро внутри нас, что нет и#nbsp;шанса повлиять на#nbsp;это в#nbsp;моменте. Только глубокая работа через самопознание, тяжелейший труд подобно тому, что проделал Марсель Пруст в#nbsp;своём самоисследовании «В#nbsp;поисках утраченного времени». Но для начала движения в эту сторону нам всем предстоит вырастить на себе глубинное понимание содержания дельфийской фразы «Познай самого себя».
Что если всё#nbsp;же пробовать размещаться с#nbsp;этими чувствами кажущейся неуместности? Нас будет встречать грусть, а#nbsp;затем и#nbsp;боль от#nbsp;остроты осознания реального человеческого положения. Боль, от которой гадкому утёнку пришлось бы укрыться в утешительной лжи, если бы не прилетели свои.
Да. Но#nbsp;эта дорога стоит того, чтобы на#nbsp;неё вступить, ведь у#nbsp;нас нет ничего, кроме нашей собственной жизни. Хорошо#nbsp;бы успеть вернуть её#nbsp;себе до#nbsp;того как её#nbsp;физиологическая часть будет исчерпана.

Рекомендуемые материалы

2024-04-07 16:04 Опыт